Работа в разных странах - довольно распространенное явление среди дизайнеров, персонал дизайн-студий обычно из разных стран земного шара. Вы, например - американец, живущий и работающий в Италии. Но, тем не менее, существует дизайн «немецкий», «итальянский» или «японский», даже если он создается международной командой. Могли бы Вы объяснить, почему национальные дизайн-школы все еще различимы, несмотря на глобализацию? В чем их основное различие, по Вашему мнению?
Национальные тенденции - интересный феномен, сохраняющийся, несмотря на увеличивающиеся количество «международных» дизайнеров, которые часто меняют компании и страны, как Вы заметили. Возможно, это просто влияние местной воды? А если серьезно - местные языки, традиции и процессы, которые сопровождают каждый проект в каждой стране, создают общие знаменатели. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», как говорится в старинной поговорке; если настойчиво идти «иностранным» путем, скорее всего, придешь к ненужному результату, вне зависимости от качества предложенных решений. Я лично прошел через это, являясь «калифорнийцем в Турине» в течение 30 лет. Помню, в первые годы здесь, у меня было множество проблем на работе, пока в какой-то момент я не решил сменить тактику, применив «местные» приемы, и – БУМ! - я взлетел по карьерной лестнице. Важный урок, как в жизни, так и в профессии, подтверждающий теорию национального дизайна.
Было бы интересно проследить важнейшие моменты в автомобильном дизайне: джуджаровские Фольксвагены, бэнгловские БМВ, Ауди Де Сильвы, даже Лянча Робинсона. Все они были созданы иностранцами, но считаются образцами национального дизайна. Ведущие дизайнеры очень чувствительны к местным потребностям и правилам, и часто создают лучшие продукты, независимо от того, в какой стране они находятся. Другие следуют основным дизайн-трендам, «беря взаймы» формообразование других автомобилей и стран, создавая те неразличимые, не-националистические творения, которые разрушают автомобильную промышленность как смертельный вирус. Я считаю, что мы должны поддерживать национальные дизайн-тенденции, размечая размытые сейчас границы, и воссоздавая эмоциональные связи разных стран с разными брендами.
Lancia Stratos HF (1972)
Lancia Stratos Zero (1970)
Что является вашим источником вдохновения?
У меня много источников вдохновения, большинство которых - вне автомобильной промышленности. Футуристы, архитектура, скульптура, живопись, научная фантастика, новые технологии и материалы, военные разработки, биология, анатомия, мода, дизайн мебели, яхт, самолетов, поездов и т.д. Я преподаю на курсе Master in Advanced Design в туринском European Institute of Design (IED), где пытаюсь помочь молодым творцам учиться разглядывать будущее, выцеживать информацию из их исследований, анализировать ее, каталогизировать, и, наконец, применять, создавая рациональные дизайн-предложения, которые могут быть оценены сегодня. Я считаю, что наш интеллектуальный потолок сегодня скоро станет отправной точкой следующих поколений, и мы должны думать вне этих границ.
Я также исследую то, что я называю Создание Личностей (People Design), искусство стимулировать окружающих учиться быстрее, расти быстрее, и достигать совершенства в работе. Все знают, что немотивированность порождает посредственность, а мотивация порождает отличие, но немногие компании исследуют этот вопрос, оставляя выбор случаю.
Lamborghini Countach Quattrovalvole (1985)
Чем бы Вы занялись, если бы не создавали автомобили?
Если бы я однажды решил перестать создавать машины, я бы встал перед тяжелым выбором, какая из остальных деятельностей должна стать основной. Как я описал выше, очень много предметов борется за мое внимание, так что было бы довольно сложно выбрать что-то одно. Каждое из этих увлечений - потенциальная профессия. Главное послание здесь – «следуйте своему сердцу»! Чем больше Вам нравится то, чем Вы занимаетесь, тем большего Вы достигнете.
Как Вы пришли в автомобильный дизайн?
Я влюбился в автомобили еще подростком в Сиэтле, где я учился в старших классах школы. Мне нравилось рисовать, и я брал уроки черчения и архитектуры, когда я обнаружил самую ошеломительную машину, которую я когда-либо видел - Lancia Stratos Protrotype Zero 1970-го года. Ее высота была всего 83 см, прекрасные плавные линии сливались в образ одного из первых среднемоторных однообъемников в истории авто. Искра вспыхнула в моей голове и я решил узнать, откуда появилась эта великолепная скульптура на колесах. Гугл тогда еще не изобрели, и мне пришлось перерыть горы книг в местной библиотеке, прежде чем я выяснил, что Стратос создали на Бертоне, и что Бертоне находилась в Турине, как и Италдизайн Джуджаро, Пининфарина и многие другие. Именно тогда я решил переключиться с архитектуры на автомобильный дизайн, и заявил, что собираюсь создавать машины в Турине. Тогда мне было 16; и теперь, будучи дизайн-директором компании, которая создала этот автомобиль, мне кажется, что я выиграл супер-приз в лотерее.
Музей Bertone находится прямо в одном из корпусов ателье
Вы известны благодаря Вашим взглядам на будущее, Вы координируете курс Advanced Design в ИЕД. Как Вы думаете, будущее за общественным транспортом или за личным?
Тяжелый вопрос. Я считаю, что мы скоро увидим смесь этих двух типов - частное использование общественного транспорта и кооперативное владение частными средствами передвижения; превращение четкой границы между ними в более размытую или их слияние. Я обожаю парадоксы как этот, открывающие волнующие новые возможности.
Как Вы думаете, каких существенных перемен мы можем ожидать в автомобильном дизайне?
Очень актуальный сейчас вопрос - экология, но наиболее значительные изменения наступят как следствие этого важного двигателя прогресса. Сталь скоро сменят композитные материалы, как в Boeing 787 Dreamliner. Соотношение веса и мощности значительно изменится, влияя на климат и расходы автомобилистов. Суперлегкость и суперпрочность - еще один парадокс, который скоро станет реальностью, благодаря анизотропным свойствам композитов, которые обладают различной жесткостью в зависимости от направления, в противоположность изотропной стали, прочностные свойства которой не зависят от направления. И, наконец, безопасность кардинально изменит образ авто, по мере того как мы приближаемся к «эпохе безаварийного движения», которая избавит нас от руля, педалей, бамперов и т.д., так как автомобили больше не будут сталкиваться. В новой автомобильной архитектуре больше не будет огромных капотов, дутых форм и интерьеров, ориентированных на водителя; все это сменят гостиные на колесах, созданные для максимального комфорта.
Что вы скажете о роли инноваций и исследований в дизайне?
Я считаю себя в первую очередь исследователем, а также дизайнером. Гораздо более увлекательно искать новые автомобильные концепции, чем новую форму для бампера. Моя мечта - это дизайнеры, смотрящие шире эстетической составляющей. Мы должны исследовать области, лежащие вне индустрии, чтобы помочь ей вырасти из сегодняшних рамок. Это называется инновацией, в любой области.
Bertone Barchetta (2007)
Чем различается создание дорогих объектов роскоши и массовой продукции? Что важнее/сложнее?
Дорогие роскошные авто - очень сложная и интересная задача, так как позволяет дизайнерам экспериментировать с более дорогими решениями, что невозможно с массово производимыми моделями. С другой стороны, смысл дизайна - это создание массовой продукции, настолько инновационной и красивой, насколько это возможно. Здесь гораздо больше ограничений, что означает вызов дизайнеру, а дизайнеры любят вызовы.
Вы считаете, что дизайн - это искусство, наука, ремесло или что-то еще?
Дизайн - это междисциплинарные исследования, которые идут гораздо дальше эстетики. Дизайн - это также работа команды, не только в дизайне, а скорее, внутри всего индустриального процесса; слаженного сотрудничества инженеров, маркетинга, производства, службы продаж и т.д. В отсутствие хотя бы одной из этих ключевых фигур невозможен прогресс.
Ходят слухи о присутствии Бертоне на Женевском автосалоне. Могли бы Вы намекнуть, что следует ожидать от Бертоне в ближайшем будущем?
Альфа Ромео попросила Бертоне разработать концепт-кар к празднованию их 100-летнего юбилея. Помня о 75-летней истории сотрудничества двух компаний, они предложили разработать купе на базе 8C Competizione. Наш концепт еще не рассекречен, но я могу сказать, что это вперед-смотрящий дизайн, в противовес популярной нынче ретро-тенденции. Посадочная формула 2+2, мотор V8 и, в лучших традициях Бертоне, поразительный механизм открывания дверей. Итальянская красота в чистом виде, открывающая заново пропавший блеск автомобильной промышленности. Мы стараемся закончить автомобиль к Женеве, так как начали готовить теоретический материал к проекту всего за 5 месяцев до автосалона. Этот автомобиль - очень важный шаг к воплощению обещания Лилли Бертоне вернуть мировое дизайн-лидерство. Нам еще предстоит много работы, но мы чувствуем, что качество этого полностью ходового прототипа приближается к эталону, которые Нуччо Бертоне создавал регулярно.

Модель Bertone Alfa Romeo Pandion 2010, представленная на Автосалоне в Женеве
Спасибo!
Беседовал Айдар Нигматуллин, фото Bertone и Piotr Degler Jablonski
Благодарим портал www.cardesign.ru за любезно предоставленное интервью.
От себя добавим, что сейчас на курсе Master in Advanced Transportation Design учится победитель Российского конкурса RusDAuto 2008 Роман Мубаракшин. Отзыв о его первых месяцах обучения вы можете почитать здесь:
https://profitoprofit.ru/content/view/87/1/
По всем вопросам поступления в IED обращайтесь к представителю в России образовательному проекту Profi to ProfiT:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script